Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

Клубы юных моряков: новое и хорошо забытое старое

Шрифт:  

30.10.2008 12:32

Клубы юных моряков: новое и хорошо забытое старое

«Основная задача деятельности клубов юных моряков состоит отнюдь не в том, чтобы занять детей в их свободное время, а в том, чтобы дать им направление при выборе будущей профессии», - об этом было заявлено на совместном заседании Секции по морскому образованию Морского совета Санкт-Петербурга. Выполняют ли сегодняшние клубы юных моряков задачу про профориентации и что необходимо для их эффективной работы, беседуем с руководителем программы «Морская слава России» Алексеем Нейбургом (Санкт-Петербург).

-Алексей Алексеевич, по Вашему мнению, занятия в нынешних клубах юных моряков нацеливают ребят на выбор профессии?
-На сегодняшний день задача по профориентации для клубов юных моряков (КЮМ) трудновыполнима. Причин несколько. Во-первых, главная проблема КЮМов состоит в том, что они в основном работают автономно, по авторским программам, разработанным преподавателями. Идея КЮМов досталась нам в наследство с тех времен, когда действовала ступенчатая система образования - любого, не только школьного. Существовали конкретные положения для обучения в КЮМах, которые регламентировали их деятельность, увязывали эту начальную морскую подготовку с дальнейшими вузовскими программами. Так, программы подготовки судоводителей, электромехаников, корабельных электриков соответствовали вузовским направлениям.
Один человек, автор программы, по которой работает сейчас тот или иной КЮМ, не способен разработать подобную полноценную программу. Это дело коллектива узких специалистов морской и образовательной отраслей.

-Что мешает появиться в России единой программе обучения в КЮМах?
-Сейчас обучение в КЮМах отнесено к дополнительному образованию. Соответственно, реализация национальной морской политики и разработка положения о клубах юных моряков находится в зоне ответственности системы образования. Центр национальной славы России готов инициировать разработку такой программы, затем нужна совместная работа: административный ресурс региональных органов исполнительной власти и умы специалистов-разработчиков программы.
К тому же к появлению такой программы, я думаю, должны проявить интерес и предприятия морской отрасли. Ведь работодатель заинтересован, чтобы к нему приходил специалист мотивированный, интерес которого - не только в зарабатывании денег. Именно такой работник своими знаниями и увлеченностью делом будет двигать отрасль вперед.

-А насколько самим ребятам интересно заниматься в КЮМах?
-Надо учитывать, что в раннем дошкольном возрасте направление внешкольного образования определяют родители. А чем можно заинтересовать взрослых? Тем, что ребенок после обучения получит какой-либо полезный документ. Безусловно, итогом обучения в КЮМах должно стать получение квалификационных документов, которые, при достижении 18-летнего возраста, гарантируют человеку получение, например, удостоверения на право управления маломерным судном. Для этого, при условии обучения ребят по единой утвержденной программе, остается только заключить договоры с региональными ГИМС. Важно также, что прежде молодой человек, прошедший курс КЮМ, имел преференции при поступлении в профильный вуз. 
Если говорить о самих детях, то занятия им интересны: они получают там новые знания и полезные навыки, они участвуют в дальних морских походах. Но тут возникает другая проблема: у нынешних клубов - трудности с набором курсантов. В начале каждого учебного года у руководства КЮМов головная боль - как привлечь в свои ряды новичков? Кроме построения единой программы обучения в КЮМ, организации преемственности морского образования нужна его популяризация.

-Алексей Алексеевич, есть ли в России примеры эффективной организации деятельности КЮМ?
-Самым лучшим опытом организации деятельности КЮМ я считаю московский. Там работает один клуб, в каждом районе города - его филиалы, которые реализуют единую программу обучения.
Примерно такая по сути система действует и в Нижнем Новгороде. В городе - один клуб, а в области при дворцах творчества юных созданы его филиалы, которые работают по единому замыслу со своим головным клубом.
Отмечу, что идея объединения клубов, выступление от одного юридического лица облегчает также задачу организации единой материально-технической базы. У КЮМов есть флотилии, но, как правило, они невелики и не дают возможности дать ребенку полноценную морскую практику. Поэтому, думаю, в каждом городе целесообразно определить головной яхт-клуб, при нем организовать флотилию учебных судов, где ребята из разных клубов по графику будут проходить практику. Вместе с тем, единая городская учебная флотилия не исключает наличие локальных флотилий в КЮМах, где для их содержания есть возможности.

-Алексей Алексеевич, встречают ли Ваши идеи поддержку у тех, от кого зависит их воплощение в жизнь?
-На городском уровне - да. В сентябре нынешнего года члены Морского совета Санкт-Петербурга и приглашенные специалисты решили взяться за разработку Положения о городских детских морских центрах и единой программы обучения в них, чем займется специально созданная рабочая группа. Экспериментальная площадка по разработке и внедрению программ воспитания школьников по морской тематике будет организована на базе школы № 301 Фрунзенского района. А чтобы у клубов была возможность практиковать курсантов не только на своей скудной базе, решено подготовить предложения по созданию Флотилии учебных судов. 

Для справки:
Сегодня в Санкт-Петербурге действуют пять клубов юных моряков (КЮМ). В самом именитом - морском клубе «Юнга», что при городском Дворце творчества юных, занимается 163 подростка. У воспитанников «Юнги» есть замечательная возможность получать морскую практику на шхуне «Юный балтиец». Кстати, в этом году, после 9-летнего застоя, судно, отремонтированное на средства спонсоров, совершило международный рейс.
Еще в двух городских образовательных учреждения - КЮМы «Юный моряк» Кронштадтского и Кировского районов - числятся 215 и 270 курсантов соответственно, в распоряжении ребят каждого из клубов - учебные суда типа «Ярославец».
В КЮМе «Адмиралтеец», где проводятся  практические занятия не только по начальной морской подготовке, но и по дайвингу, числятся 350 подростков, из них постоянно занимаются только 100.

Несколько лет назад список КЮМов пополнил еще один - «Навигатор», созданный как автономное некоммерческое образование несколько лет назад на базе яхт-клуба «Балтиец». Там занимаются ребята из двух общеобразовательных школ города.

Учредитель: ООО "СиМедиа". Санкт-Петербург.

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на SeaMedia.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-33820 от 24 октября 2008г.
© 2008-2009 Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

192236, Санкт-Петербург, Софийская улица, д.8

Тел.: +7 (812) 964-14-30

Создание сайта SiriusWeb
Продвижение сайта SiriusSeo

Рейтинг - SeaMedia.ru Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера
Мониторинг доступности сайта