Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

О «Глобусе», людях и государстве

Шрифт:  

11.09.2008 16:56

О «Глобусе», людях и государстве

Москвичи говорят, что в Питер они ездят «за морем». Поэтому в рамках прошедшей в августе XII Санкт-Петербургской парусной недели был учрежден приз в дополнительной номинации: «Победителю морских гонок». Обладателем переходящего Хрустального кубка стал экипаж яхты «Глобус», выступавший под командованием капитана Андрея Никандрова.

 

Туманная гонка в режиме полета

-Андрей, как несколькими словами Вы охарактеризуете регату СППН-2008?

-Самая туманная и самая быстрая гонка. Свежий ветер, серьезные аварии.

-Андрей, чем запомнилась Вам первая гонка регаты?

-В моем зачете уже несколько десятков всевозможных регат и соревнований, однако первая гонка Неделя запомнилась густым туманом. Старт был при достаточно хорошей видимости. Яхты широко разошлись по морю, лидер постоянно менялся. Вдруг внезапно сгустились сумерки, над водой повис густой туман, и практически весь дальнейший маршрут прошел в «молоке»: если соперник шел на расстоянии больше 50 метров от яхты, его уже не было видно. Все участники старались идти кратчайшим путем. Обходя острова, боялись наскочить на камни. Так и шли всю гонку на ощупь, не ведая, кто впереди, кто за нами. Думали, что мы пятые или шестые, а ближе к финишу оказалось, что идем первыми. Уже на рассвете нас обогнал «Фантом», который и пришел первым. Через 3 минуты финишировали мы, уйдя в большой отрыв от остальных соперников.

-Участники гонки, наверное, использовали современную навигационную технику и радиосвязь?

-Да, GPS-навигаторы, конечно, выводили нас на нужные точки, однако яхты-участники регаты не оснащены радарами, которые позволили бы определить близость других больших судов. За пеленой тумана мы не увидели даже огромный танкер, который нарисовался перед нами «как-то очень вдруг». Поэтому все яхты старались держаться дальше от судового хода.

-Какую гонку нынешней СППН Вы считаете самой трудной?

-Безусловно, гонку Приморск - Выборг, изматывающая, когда возможности и людей, и яхт были на пределе, ведь это был уже четвертый этап. Эта гонка известна серьезными авариями, в которые попали две яхты-участницы. Яхта «Фантом» потеряла киль, члены экипажа не успели сообщить о поломке, как судно перевернулось, экипаж оказался в воде. Ситуация осложнялась тем, что все происходило ночью, при сильном ветре и высокой волне. Замечу еще, что система радиосвязи между яхтами-участниками не была отлажена, что исключало возможность подстраховки. Яхту килем кверху сносило к судовому ходу. Последствия могли бы оказаться непредсказуемыми, если бы происшедшее не увидели на яхте «Телери», следовавшей за «Фантомом». Мы шли далеко впереди, когда по радиоперехвату узнали о случившемся. К тому времени экипаж уже спасли. Мы видели далеко позади скопления яхт, - это было как раз на месте крушения, однако наша помощь уже не требовалась. Главное судейское судно последовало к месту крушения, и мы, поскольку шли первыми, взяли на себя его роль.

-Как дальше разворачивались события вокруг «Фантома»?

-Яхта десять часов пробыла под водой, кверху килем, когда к ней подошел спасательный моторный катер «Елена», экипаж которого совместно с членами команды «Телери» и двумя яхтсменами «Фантома» перевернули судно. Во время буксировки яхты в Выборг, на винт «Елены» намоталась веревка, пришлось «Елене» поднять паруса, и так дойти до берега. 

-В начале разговора Вы сказали, что гонка была «самой быстрой», упомянули и «свежий ветер»...

-Благодаря свежему попутному ветру то расстояние, которое яхта способна пройти за 12 часов, мы нынче пролетели за... 4 часа. Вся гонка проходила стремительно, в режиме полета. Ветер был настолько свежим и порывистым, что на одном из этапов порвался наш любимый парус - спинакер.

-Что значит «любимый»? Не все паруса одинаково дороги сердцам членов Вашего экипажа?

-Именно спинакер придает яхте стремительность. К тому же нам нравилась его расцветка, и он был совершенно новым - ему всего 2 месяца, при том что паруса «живут» в среднем 4-5 навигаций. Он разлетелся на клочки в ходе гонки, замена его на новый заняла меньше минуты и мы продолжили путь уже с новым спинакером.

 

Роль личности в истории. В истории гонки.

-Андрей, как Вы оцениваете роль капитана на спортивной яхте?

-Без преувеличения могу сказать, что капитан - определяющая фигура на судне. Он должен обладать всеобъемлющими знаниями своего дела - он и рулевой, и шкипер, и тактик, и психолог. Он же решает кадровый вопрос - подбирает экипаж, распределяет судовые роли. Только создав сильную сплоченную команду, можно рассчитывать на успех.

-Расскажите о своей команде.

-Мой экипаж - это трудолюбивые люди без вредных привычек, средний возраст - от 30 до 40 лет. Команда сплоченная и можно сказать, постоянная, но, например, в этой регате экипаж пополнили два новых человека, оба москвичи. Я знал рекомендации о них капитанов, под чьим командованием они ходили раньше. Уже на первом этапе я посмотрел, как они работают на яхте, и понял, что этим ребятам можно доверять. И действительно, за время гонки они стали родными душами нашего коллектива. Есть у нас звездочка - москвичка Мария Новоселова. Кроме того, что она талантливый яхтсмен, она замечательно поет, недавно записала диск собственных авторских песен. Мария на все регаты, в которых мы участвуем, всегда приезжала с гитарой, и наша яхта всегда была центральным местом во время отдыха между гонками. Питерская же гонка, как правило, всегда самая «мокрая», так что в этот раз Маша рисковать не стала. Но, замечу, скучно все равно не было: мы редко собираемся вместе, поэтому все свободное время отдали общению.

-Говорят, Вы - профессиональный яхтсмен.

-Да, в прошлом. В течение 25 лет я выступал в сборной России по парусному спорту. Откровенно говоря, именно поэтому я считаю, что играю в не очень честную игру со своими соперниками, ведь такого бесценного опыта, который дала мне эта школа, нет ни у одного капитана-любителя. В то же время, где мне найти соперников-профессионалов? Только среди бывших коллег по парусному спорту. Но поскольку в этом труде государство никак не заинтересовано, они ушли в другие отрасли, забросив яхтинг как спорт. Поэтому я и выступаю среди любителей.

-Андрей, соревнования для яхтсменов - это труд или отдых?

-Я бы сказал, пожалуй, «смена деятельности», ведь в соревнованиях есть элементы того и другого. Занимаешься любимым делом - значит, отдых. Но гонка требует большой сосредоточенности, концентрированности - получается, труд. В яхтинге нет монотонности, меняется погода и окружающие пейзажи. Все яхтсмены торопятся жить. Соревнования же наполняют жизнь событиями, впечатлений от которых хватает на всю зиму. В плохую погоду сухопутные туристы не выйдут из палатки, имея возможность регулировать график прохождения маршрута. Нам же гонки никто не отменяет. Солнечно - идем в море. Дождь и ветер - все равно идем в туманную неизвестность. Так что если вы хотите покряхтеть, прикладывая физические усилия, при этом наполняться восторгом от созерцания звезд и ощущения ветра и скорости, - вам прямая дорога в яхтинг.

 

«Open 800»

-Андрей, яхта «Глобус» - представитель класса «Open 800». Почему Вы выбрали для себя именно эту лодку?

-Потому что это самый прогрессивный отечественный класс яхт. Преимущества «Open 800» - в ее быстроходности, мобильности. Благодаря тому, что лодки этого класса вписываются в транспортные габариты, которые устраивают работников ГИБДД, ее можно перевозить на трейлере. У яхт «Open 800» - самый насыщенный график регат: с мая по октябрь соревнования в этом классе проводятся в Балтике, на Онеге, Ладоге, Волге, в Москве. Благодаря мобильности нашей яхты и, следовательно, возможности участвовать во всех соревнованиях, мы побывали в разных уголках России, это значительно расширило наш кругозор.

-Экипаж Вашей яхты - постоянный?

-Можно сказать, да, благодаря расширенному составу. Если у кого-то нет возможности выехать на соревнования, мы приглашаем другого нашего участника.

-Но для участия в соревнованиях требуется достаточно много времени. Как люди совмещают это с работой?

-Члены экипажа подгадывают отпуска под график соревнований, ищут работу, с которой легче отпроситься во «внеочередной» отпуск. Бессменным на яхте остается только капитан.

-Отпускают?

-Моя работа позволяет мне долгое отсутствие. Однако все это время приходится находиться на «подножном корму», так как профессиональный яхтинг и спортивные результаты финансово государством не поощряется.

-Так, с работой разобрались. А как дома переживают Ваше длительное отсутствие?

-Не переживают. Потому что супруга Наталья - шкотовый на «Глобусе», и все удовольствия этого вида спорта мы испытываем вместе.

 

Морская столица

-Где постоянно базируется Ваша яхта?

-В клубе ВМФ. Я - бывший военнослужащий, раньше я выступал на государственной яхте, сейчас у меня свой «Глобус», который стоит у причала клуба ВМФ.

-Устраивают ли Вас условия стоянки, сервис?

-Да. На самом деле я понимаю, что нахожусь в клубе на особых условиях: я приношу клубу очки, которые идут в его зачет в военной системе. Я - плодоносящий в этом смысле: благодаря моим достижениям в парусном спорте у клуба очень хорошая отчетность перед вышестоящими военными инстанциями. Поэтому руководство клуба оказывает мне всяческое содействие в организационных вопросах. Если же говорить об общем положении дел на питерских стоянках и сервисе, который они способны предоставить, вижу, что оно оставляет желать лучшего.

-Каким Вы видите состояние детского парусного спорта в Морской столице?

-Детский спорт пережил глубокое запустение в начале 1990-х годов, когда разбежались дети, ушли тренеры, разворовали материальную базу. Последствия этого голода чувствуются и сегодня. Детский спорт возрождается, но уже на других условиях, на других источниках финансирования. Я скептически смотрю на это. Дело в том, что бюджеты детских парусных школ ограничивают занятия детей «Оптимистами». Ребята осваивают этот класс, дальше расти некуда, и они уходят из спорта. Возможно, потом они вернутся, но в уже зрелом возрасте, труднообучаемыми.

-Связываете ли Вы как-то детский и наш большой спорт?

-Самым непосредственным образом! Пирамида отечественного большого спорта не имеет под собой прочного фундамента спорта детского.

Российский спорт стремится быть олимпийским. Зачем, когда в этом классе дорогостоящих яхт в России гоняется всего 1-2 экипажа? Поэтому в отсутствии выбора спортсменов на Олимпиаду мы отправляем не лучших, а тех, кто есть. Разумнее было бы готовить яхтсменов в популярных в России классах, и представлять свою страну на международных соревнованиях в этих классах.

Государство не тратит денег на массовость спорта. В Санкт-Петербурге закрываются яхт-клубы, нет условий для развития детских школ. А видели Вы когда-нибудь спортсмена-парусника из региона? Сегодня, чтобы воспитать из человека олимпионика, нужно сначала сделать его москвичом.

-Какой выход Вы видите из нынешней ситуации?

-Нужны энтузиасты, а их энтузиазму нужна государственная поддержка. Нужно регулярно проводить соревнования, развивать отечественное судостроение.

Учредитель: ООО "СиМедиа". Санкт-Петербург.

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на SeaMedia.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-33820 от 24 октября 2008г.
© 2008-2009 Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

192236, Санкт-Петербург, Софийская улица, д.8

Тел.: +7 (812) 964-14-30

Создание сайта SiriusWeb
Продвижение сайта SiriusSeo

Рейтинг - SeaMedia.ru Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера
Мониторинг доступности сайта