Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

Пробелы яхтенного законодательства

Шрифт:  

10.11.2008 14:32

Пробелы яхтенного законодательства

«Потенциал для развития яхтенного бизнеса в России есть: накоплен опыт проектирования и строительства марин, растет численность маломерного флота. Остается только устранить преграды, стоящие на пути развития этого бизнеса», - к такому выводу пришли участники Первой Международной конференции «Девелопмент яхт-клубов», которая состоялась в Москве 22-23 октября.

Одной из основных целей мероприятия, организатором которого выступила Национальная Академия девелопмента и градостроительства (Москва), стало выявление причин, препятствующих развитию яхтенного бизнеса в России.

«Белые пятна» и «черные дыры»

«Если на пути следования из Москвы в Сочи у вас нет друзей, то пройти этим маршрутом на яхте будет хлопотно: на всем протяжении водного пути нет плавучих заправочных станций, негде пришвартовать яхту на ночлег, выбросить мусор и пополнить запасы питьевой воды», - такое резюме дал своему летнему походу на собственной яхте депутат Государственной Думы Аркадий Баскаев.

По мнению заместителя начальника ГИМС МЧС России Николая Дяблова, главной причиной недостатка нормальной яхтенной инфраструктуры является отсутствие узконаправленных законов, призванных регулировать организацию и деятельность яхт-клубов. В своей работе инвесторы и эксплуатанты марин ориентируются на требования Водного и Земельного кодексов, при этом ни в одном из этих законов нет даже терминов «яхт-клуб», «марина» или «яхтенный порт».

Расплывчатость понятий сделала невозможной продолжение работы законотворцев: новый Водный кодекс вступил в силу 1 января 2007 года, а соответствующие ведомства до сих пор не разработали нормативные требования для объектов маломерного флота. Именно по этой причине за последние два года в Москве и Московской области не подписано ни одного договора на водопользование. По одному в Санкт-Петербурге и Самаре.

Еще один тормоз в развитии яхт-клубов - это механизм приобретения инвестором земли для реализации своего проекта. Пути здесь два - покупка права аренды участка на торгах, либо целевое выделение земли. Правда, например, в Северо-западном федеральном округе с 2007 года по распоряжению губернатора «целевка» отменена, и право аренды на все земельные участки реализовывается только с торгов. А, как известно торги - это повод многократно увеличить первоначальную стоимость участка. Таким образом, инвестор, у которого есть ресурсы для освоения земли, не в состоянии отдать неоправданно большую сумму, до которой вырастает цена аренды земли на аукционе.

Но и получение земли - это только полдела. Далее следует пройти огромное количество инстанций, в которых нужно получить согласование на строительство яхт-клуба. Так, для сдачи проектной документации в службу государственного строительного надзора и экспертизы необходимо пройти почти два десятка различных организаций: КГА, КГИОП, КЗР, СЭС и пожарная служба, экологи, все технические ведомства (электрики, энергетики, водоснабжение и канализация) и проч. Процесс этот нужный и, как считают сами строители, выполнимый. Однако нужно считаться и с местным региональным законодательством, которое в некоторых случаях оказывается более значимым и сильным, чем федеральное.

На самом деле, намерения местных властей, устанавливающих дополнительные требования, благие: ужесточить контроль над предприятием, деятельность которого связана с водопользованием. В то же время палки в колеса вставляют последствия негибкости отечественной законодательной системы. Так, в начале 1990-х годов тогдашний губернатор Московской области подписал документ, запрещающий эксплуатацию маломерных судов на подмосковных водохранилищах. Парадоксально, но факт, ведь большая часть яхт-клубов Москвы с конца 1930-х годов находится именно на водоемах Подмосковья. На сегодняшний день постановление официально не отменено, и любой нынешний местный чиновник, по субъективным соображениям решивший затормозить строительство яхт-клуба, может прибегнуть к действию этого запрета.

По мнению эксперта в области береговых технологий Павла Новоселова (Москва), первоочередной задачей заинтересованных лиц или структур должна стать разработка четкого определения марины, яхт-клуба или яхтенного порта. А затем - законодательная инициатива о включении в профильные отечественные законы пунктов, регулирующих деятельность таких объектов.

С законодательной инициативой готов выступить депутат Госдумы Аркадий Баскаев. Являясь также президентом Региональной ассоциации яхт-клубов и владельцев маломерных судов, он планирует рассмотрение вопросов развития яхтенной инфраструктуры на заседаниях правительства Москвы и Московской области. Поскольку эти вопросы актуальны для многих городов России, А. Баскаев предложил полномочия своей общественной организации расширить до уровня всероссийской, т.к. это поможет консолидировать силы заинтересованных в решении проблем законодательного и организационного характера. В самые короткие сроки организаторы конференции представят депутату программный документ, который станет стартовым для начала работы по решению яхтенных проблем.

Учредитель: ООО "СиМедиа". Санкт-Петербург.

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на SeaMedia.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-33820 от 24 октября 2008г.
© 2008-2009 Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

192236, Санкт-Петербург, Софийская улица, д.8

Тел.: +7 (812) 964-14-30

Создание сайта SiriusWeb
Продвижение сайта SiriusSeo

Рейтинг - SeaMedia.ru Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера
Мониторинг доступности сайта