Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

Госрегистрация спортивных яхт: чиновники не хотят прислушиваться к яхтсменам

Шрифт:  

24.09.2009 16:38

Госрегистрация спортивных яхт: чиновники не хотят прислушиваться к яхтсменам

Механизм разработки новой системы государственной регистрации спортивных парусных яхт породил непонимание между яхтсменами и чиновниками. Однако уже со 2 октября нынешнего года Минтранс собирается инициировать проведение проверок яхт на предмет госрегистрации. И спортивных, до 9 метров - тоже...

Постановление правительства РФ № 251, поручающее Министерству транспорта РФ (Минтранс) до 1 октября 2009 г. подготовить и утвердить порядок государственной регистрации спортивных парусных судов, правила классификации и освидетельствования и положение о дипломировании экипажей спортивных парусных судов вышло 24 марта 2009 г.

В работу активно включилась Всероссийская Федерация парусного спорта (ВФПС). Понятно, ведь федерация выражает интересы всего парусного сообщества России, включая спорт высших достижений. Однако после полугодового взаимодействия с Минтрансом руководство ВФПС констатировало, что разработка нормативных документов, определяющих порядок регистрации, классификации и освидетельствования, наталкиваются на неготовность министерства к конструктивному диалогу.

Казалось бы, чиновников-теоретиков Минтранса должен был порадовать союз с яхтсменами с юридическим и практическим опытом. Так, первым шагом в сотрудничестве со стороны ВФПС стало обращение ее специалистов в Минтранс с предложением ограничить тип и размеры спортивных судов, подлежащих государственной регистрации. По мнению ВФПС, государственная регистрация не должна распространяться на спортивные парусные суда длиной до 9 метров. Под эту категорию подпадают все детские, олимпийские и бывшие олимпийские классы. Во всем мире эти суда признаны в качестве спортивных снарядов, не имеющие двигатель и оборудованную каюту. Их единственное предназначение - участие в соревнованиях.

Препятствием на пути плодотворного сотрудничества федерации и Минтранса стала, по словам руководителя пресс-службы ВФПС Алексея Жирова, забюрократизированность требований по линии министерства. Например, объем документов, которые необходимо собрать на яхту класса «Дракон», сопоставим с документами на танкер или сухогруз. Поэтому нигде в мире суда, предназначенные исключительно для участия в соревнованиях, не подлежат государственной регистрации и техосвидетельствованию.

Ввиду этого, по мнению исполнительного директора ВФПС Оскара Конюхова, «первым шагом в разработке механизма госрегистрации должна стать выработка определения «спортивное парусное судно».

Сегодня такого определения нет ни в документах ГИМС, ни законодательстве РФ. С точки зрения ВФПС, государственной регистрации должны подлежать только крейсерские яхты, т.е. парусные суда, которые оборудованы стационарным двигателем, каютами и способные осуществлять автономные переходы в условиях открытого моря. Весь флот спортивных парусных судов в нашей стране не превышает 3 тыс. единиц, причем большая часть яхт была закуплена еще во времена СССР. Например, для чего регистрировать швертботы, которые выступают на соревнованиях, ходят по определенному маршруту и не являются средством передвижения или прогулочными судами?

Сегодня парусный спорт в нашей стране координируется Министерством спорта, а с 1 октября нынешнего года деятельность парусного сообщества будет еще регламентироваться и Министерством транспорта. По словам президента Российской морской гоночной ассоциации, председателя совета по дальним спортивным плаваниям ВФПС Вадима Механикова, «все задачи, связанные с эксплуатацией спортивных судов, включая обеспечение безопасности, полностью решаются спортивной регистрацией ВФПС и техническим надзором (для парусных судов она проводится национальными спортивными организациями под эгидой Международной парусной Федерации - ISAF). Единственная задача, которая не решается спортивной регистрацией, но может быть решена государственной - это защита прав собственности. Однако этот вопрос в постановлении правительства даже не ставится. Во всех предписаниях значится лишь «упорядочивание» системы регистрации; однако о каком порядке может идти речь, когда разрушается существующая многие десятилетия международная система регистрации и контроля?»

Следующий вопрос - это технические требования к спортивным судам. По мнению председателя технического комитета ВФПС Василия Алексеева, «нельзя подходить к спортивным судам с той же меркой, как к прогулочным и коммерческим. Как правило, для спортивных судов ставится задача выиграть соревнования, и большинство яхт - это радикальные гоночные суда. Технические требования к ним определяются правилами классов. Предъявление других требований, противоречащих правилам класса, либо выводит спортивные суда из класса и лишает права участвовать в соревнованиях, либо делает их неконкурентоспособными (например, требование оснастить судно носовым и кормовым якорями)».

Проект документов Минтранса называет всего 35 органов (морских и речных портов, бассейновых управлений судоходства), которые имеют право выдавать документы на спортивные суда. А что делать яхтсменам в тех городах и весях, где нет таких органов? Например, в Екатеринбург надо будет вызывать инспектора из Омска или Перми за сотни километров или самим возить туда яхты на осмотр.

Приказ о начале такой неприемлемой регистрации должны вступить в силу уже 1 октября, и, несмотря на все попытки ВФПС добиться введения государственной регистрации только для спортивных парусных судов длиной более 9 метров, Минтранс РФ не проявляет гибкости в данном вопросе. Руководство ВФПС убеждено, что парусному сообществу нужен хотя бы год для того, чтобы без спешки, очередей и нервотрепки выполнить установленные государством требования. Однако чиновники намерены начать проверку документов у яхтсменов уже со 2 октября. Соответственно, с этого дня хождение под парусом будет квалифицироваться как незаконное, так как яхты еще не будут зарегистрированы.

ВФПС выражает озабоченность еще одной стороной вопроса регистрации: подобные меры государственного воздействия могут отрицательно сказаться на развитии парусного спорта в целом, так как олимпийские классы попадают под общие требования регистрации.

            ВФПС считает, что постановление должно быть пересмотрено в духе международной практики регистрации спортивных парусных судов, а предложения и опасения парусной общественности должны быть учтены Минтрансом.

Источник: Всероссийская федерация парусного спорта (ВФПС)

Учредитель: ООО "СиМедиа". Санкт-Петербург.

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на SeaMedia.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-33820 от 24 октября 2008г.
© 2008-2009 Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

192236, Санкт-Петербург, Софийская улица, д.8

Тел.: +7 (812) 964-14-30

Создание сайта SiriusWeb
Продвижение сайта SiriusSeo

Рейтинг - SeaMedia.ru Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера
Мониторинг доступности сайта