Главная Контакты Карта сайта
eng | rus

Клубы юных моряков: новое и хорошо забытое старое


уменьшитьувеличить

Дата: 30.10.200830.10.2008   Время: 12:3212:32

Клубы юных моряков: новое и хорошо забытое старое

«Основная задача деятельности клубов юных моряков состоит отнюдь не в том, чтобы занять детей в их свободное время, а в том, чтобы дать им направление при выборе будущей профессии», - об этом было заявлено на совместном заседании Секции по морскому образованию Морского совета Санкт-Петербурга. Выполняют ли сегодняшние клубы юных моряков задачу про профориентации и что необходимо для их эффективной работы, беседуем с руководителем программы «Морская слава России» Алексеем Нейбургом (Санкт-Петербург).

-Алексей Алексеевич, по Вашему мнению, занятия в нынешних клубах юных моряков нацеливают ребят на выбор профессии?
-На сегодняшний день задача по профориентации для клубов юных моряков (КЮМ) трудновыполнима. Причин несколько. Во-первых, главная проблема КЮМов состоит в том, что они в основном работают автономно, по авторским программам, разработанным преподавателями. Идея КЮМов досталась нам в наследство с тех времен, когда действовала ступенчатая система образования - любого, не только школьного. Существовали конкретные положения для обучения в КЮМах, которые регламентировали их деятельность, увязывали эту начальную морскую подготовку с дальнейшими вузовскими программами. Так, программы подготовки судоводителей, электромехаников, корабельных электриков соответствовали вузовским направлениям.
Один человек, автор программы, по которой работает сейчас тот или иной КЮМ, не способен разработать подобную полноценную программу. Это дело коллектива узких специалистов морской и образовательной отраслей.

-Что мешает появиться в России единой программе обучения в КЮМах?
-Сейчас обучение в КЮМах отнесено к дополнительному образованию. Соответственно, реализация национальной морской политики и разработка положения о клубах юных моряков находится в зоне ответственности системы образования. Центр национальной славы России готов инициировать разработку такой программы, затем нужна совместная работа: административный ресурс региональных органов исполнительной власти и умы специалистов-разработчиков программы.
К тому же к появлению такой программы, я думаю, должны проявить интерес и предприятия морской отрасли. Ведь работодатель заинтересован, чтобы к нему приходил специалист мотивированный, интерес которого - не только в зарабатывании денег. Именно такой работник своими знаниями и увлеченностью делом будет двигать отрасль вперед.

-А насколько самим ребятам интересно заниматься в КЮМах?
-Надо учитывать, что в раннем дошкольном возрасте направление внешкольного образования определяют родители. А чем можно заинтересовать взрослых? Тем, что ребенок после обучения получит какой-либо полезный документ. Безусловно, итогом обучения в КЮМах должно стать получение квалификационных документов, которые, при достижении 18-летнего возраста, гарантируют человеку получение, например, удостоверения на право управления маломерным судном. Для этого, при условии обучения ребят по единой утвержденной программе, остается только заключить договоры с региональными ГИМС. Важно также, что прежде молодой человек, прошедший курс КЮМ, имел преференции при поступлении в профильный вуз. 
Если говорить о самих детях, то занятия им интересны: они получают там новые знания и полезные навыки, они участвуют в дальних морских походах. Но тут возникает другая проблема: у нынешних клубов - трудности с набором курсантов. В начале каждого учебного года у руководства КЮМов головная боль - как привлечь в свои ряды новичков? Кроме построения единой программы обучения в КЮМ, организации преемственности морского образования нужна его популяризация.

-Алексей Алексеевич, есть ли в России примеры эффективной организации деятельности КЮМ?
-Самым лучшим опытом организации деятельности КЮМ я считаю московский. Там работает один клуб, в каждом районе города - его филиалы, которые реализуют единую программу обучения.
Примерно такая по сути система действует и в Нижнем Новгороде. В городе - один клуб, а в области при дворцах творчества юных созданы его филиалы, которые работают по единому замыслу со своим головным клубом.
Отмечу, что идея объединения клубов, выступление от одного юридического лица облегчает также задачу организации единой материально-технической базы. У КЮМов есть флотилии, но, как правило, они невелики и не дают возможности дать ребенку полноценную морскую практику. Поэтому, думаю, в каждом городе целесообразно определить головной яхт-клуб, при нем организовать флотилию учебных судов, где ребята из разных клубов по графику будут проходить практику. Вместе с тем, единая городская учебная флотилия не исключает наличие локальных флотилий в КЮМах, где для их содержания есть возможности.

-Алексей Алексеевич, встречают ли Ваши идеи поддержку у тех, от кого зависит их воплощение в жизнь?
-На городском уровне - да. В сентябре нынешнего года члены Морского совета Санкт-Петербурга и приглашенные специалисты решили взяться за разработку Положения о городских детских морских центрах и единой программы обучения в них, чем займется специально созданная рабочая группа. Экспериментальная площадка по разработке и внедрению программ воспитания школьников по морской тематике будет организована на базе школы № 301 Фрунзенского района. А чтобы у клубов была возможность практиковать курсантов не только на своей скудной базе, решено подготовить предложения по созданию Флотилии учебных судов. 

Для справки:
Сегодня в Санкт-Петербурге действуют пять клубов юных моряков (КЮМ). В самом именитом - морском клубе «Юнга», что при городском Дворце творчества юных, занимается 163 подростка. У воспитанников «Юнги» есть замечательная возможность получать морскую практику на шхуне «Юный балтиец». Кстати, в этом году, после 9-летнего застоя, судно, отремонтированное на средства спонсоров, совершило международный рейс.
Еще в двух городских образовательных учреждения - КЮМы «Юный моряк» Кронштадтского и Кировского районов - числятся 215 и 270 курсантов соответственно, в распоряжении ребят каждого из клубов - учебные суда типа «Ярославец».
В КЮМе «Адмиралтеец», где проводятся  практические занятия не только по начальной морской подготовке, но и по дайвингу, числятся 350 подростков, из них постоянно занимаются только 100.

Несколько лет назад список КЮМов пополнил еще один - «Навигатор», созданный как автономное некоммерческое образование несколько лет назад на базе яхт-клуба «Балтиец». Там занимаются ребята из двух общеобразовательных школ города.

Версия для печатиВерсия для печатиRSS-каналRSS-каналОбсудить на форумеОбсудить на форуме

В контексте

добавить на Яндекс

Публикации по теме

"Крузенштерн" стал символом международной регаты в Гдыне | 16.06.2010 Все публикации за 16.06.2010

"Крузенштерн" стал символом международной регаты в Гдыне
"Крузенштерн" стал символом международной регаты в Гдыне

На Балтике прошли десятые, юбилейные, гонки на приз знаменитого парусника. Впервые старт соревнованиям был дан с самого борта барка. В состязаниях приняли участие 15 польских и калининградских яхт. Маршрут международной регаты пролегал от российского Балтийска до польской Гдыни.

Российские яхтсмены установят новый мировой рекорд | 22.04.2010 Все публикации за 22.04.2010

Российские яхтсмены установят новый мировой рекорд
Российские яхтсмены установят новый мировой рекорд

В навигацию 2010 года экипаж яхты "Петр I" предпримет беспрецедентную попытку установить новый мировой рекорд – осуществить арктическую кругосветную экспедицию в Северном Ледовитом океане без зимовок.

Национальную сборную по парусному спорту будут готовить в Новороссийске | 15.03.2010 Все публикации за 15.03.2010

Национальную сборную по парусному спорту будут готовить в Новороссийске
Национальную сборную по парусному спорту будут готовить в Новороссийске

Новороссийский водно-спортивный центр ОАО «Новошип» будет преобразован под базу для подготовки национальной сборной России по парусному спорту. Специалисты посчитали побережье Новороссийска наиболее подходящим для создания тренировочной базы для подготовки профессионалов международного уровня.

Яхтенная школа Клуба Парусных Экспедиций 60°N | 27.02.2010 Все публикации за 27.02.2010

Яхтенная школа Клуба Парусных Экспедиций 60°N
Яхтенная школа Клуба Парусных Экспедиций 60°N

Клуб Парусных Экспедиций 60 North расширяется и открывает парусную школу под эгидой международной ассоциации IYT. Теперь помимо участия в экспедициях клуба желающие могут приобрести начальные навыки управления парусными судами и получить диплом международного образца, позволяющий арендовать яхту в любой стране мира.

Снимите мне море! | 13.04.2009 Все публикации за 13.04.2009

Снимите мне море!
Снимите мне море!

Фотосъемка в море, на яхте - это особый вид искусства. Как передать все краски моря? Как грамотно выстроить кадр на ограниченном пространстве яхтенной палубы? Ведущий российский яхтенный фотограф с 1998 года Сергей Богданов приглашает на курс яхтенной фотографии на яхте.

Последние публикации

В Севастополе пройдет регата "Кубок Крыма-2014" | 30.05.2014 Все публикации за 30.05.2014

Ко Дню рождения города-героя приурочен старт традиционной парусной регаты «Кубок Крыма-2014», открытие которой будет ознаменовано ночным дефиле яхт.

К дальневосточному побережью России приближается глубокий циклон | 24.10.2013 Все публикации за 24.10.2013

К дальневосточному побережью России приближается глубокий циклон
К дальневосточному побережью России приближается глубокий циклон

Экстренное предупреждение получили в среду Хабаровский край, Курилы, Приморье и Сахалин.

Все задержанные на ледоколе Greenpeace в Арктике оставлены под арестом | 24.10.2013 Все публикации за 24.10.2013

Все задержанные на ледоколе Greenpeace в Арктике оставлены под арестом
Все задержанные на ледоколе Greenpeace в Арктике оставлены под арестом

Мурманский областной суд сегодня оставил в силе решение суда первой инстанции об аресте на два месяца последнего из 30 задержанных в сентябре на ледоколе Greenpeace Arctic Sunrise. 

Первые испытания для участников экспедиции "БИНБАНК. Под крылом чайки" | 21.10.2013 Все публикации за 21.10.2013

Первые испытания для участников экспедиции "БИНБАНК. Под крылом чайки"
Первые испытания для участников экспедиции "БИНБАНК. Под крылом чайки"

Еще на Тенерифе участников разделили на 4 команды: "БИН+1", "Команда №1", "Победители" и "Заточенный Якорь". Командам предстоит соревноваться между собой на протяжении всей экспедиции. В первые дни герои проекта привыкали к условиям жизни на борту, распорядку дня, знакомились с барком и его командой, изучали сигналы. Но участников ждали самые настоящие испытания!

Стартовала экспедиция "БИНБАНК. Под крылом чайки" | 14.10.2013 Все публикации за 14.10.2013

Стартовала экспедиция "БИНБАНК. Под крылом чайки"
Стартовала экспедиция "БИНБАНК. Под крылом чайки"

10 октября легендарный барк "Крузенштерн" отчалил от берегов острова Тенерифе, унося на своем борту 20 победителей конкурса "БИНБАНК. Под крылом чайки". На целых 2 недели им предстоит забыть о благах цивилизации и погрузиться в интересную, но полную опасности жизнь моряков. Путешествие закончится 24 октября в г. Росток (Германия).

Учредитель: ООО "СиМедиа". Санкт-Петербург.

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на SeaMedia.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-33820 от 24 октября 2008г.
© 2008-2009 Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

192236, Санкт-Петербург, Софийская улица, д.8

Тел.: +7 (812) 964-14-30

Проверено на вирусы

Создание сайта SiriusWeb

Рейтинг - SeaMedia.ru Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера
Мониторинг доступности сайта