Главная Контакты Карта сайта
eng | rus

Не зная броду...


Размер шрифта:  уменьшитьувеличить

Не зная броду...

Не зная броду...
Минимально необходимый инструмент судоводителя - это индикаторная система, отображающая глубину и скорость. Такие выпускают и «Furuno», и «Raymarine», и «Maretron», и «Simrad», и еще десяток других производителей. «Реймариновской» «Tridata ST60» оснащена почти половина яхт в мире. Удобно: на дисплее 3,5 дюймов воспроизводятся все необходимые данные, включая глубину, скорость, температуру воды, пройденный путь и т.п. Но дороговато - около $1 000 вместе с датчиками. Инструмент поменьше - «Bidata ST40» стоит в России порядка 12 000 рублей. Недавно «Raymarine» выпустил индикаторную систему «ST-70», где все необходимые показатели могут выводится на такой же 3,5" дисплей, который исполнен в виде полноцветного экрана компьютера. Удобно, просто в обращении, но неприлично дорого. Один такой дисплей с необходимыми преобразователями стоит как средний картплоттер.

Если скорость для вас не является важнейшим показателем и дальше ближайших трех дачных пристаней заплывать не планируете, вам вполне достаточно бюджетной модели эхолота, дабы не сесть на мель. Лот - это также старейший прибор судовождения, предназначенный для определения глубин. Во времена парусного флота в качестве лота использовалась гиря, обычно свинцовая, с тонкой веревкой (лотлинем), на которой нанесены метровые или футовые метки (марки). Для измерения больших глубин использовался диплот с грузом в 25-30 кг. Ныне бросать в воду двухпудовую гирю нет необходимости, так как появилась эхолокация.

Первые примитивные эхолоты появились еще в конце первой мировой войны. Во вторую мировую они широко и успешно использовались для обнаружения подводных лодок. Другое название эхолота - сонар (аббревиатура от Sound Navigation And Ranging). Это были громоздкие ламповые устройства с огромным энергопотреблением. О применении их на малых лодках не могло быть и речи. В 1975 году Карл Лоуранс выпустил первый транзисторный эхолот, явившийся результатом многолетних исследований и экспериментов.

С тех пор все эхолоты, доступные рядовому гражданскому судоводителю, работают по принципу, примененному тогда фирмой «Lowrance». Эхолот посылает и принимает ультразвуковые сигналы, затем отображает эхо на монохромном или цветном дисплее. Так как это происходит несколько раз в секунду, непрерывная линия, идущая поперек дисплея, показывает профиль дна и глубину. Кроме того, на экране отображается сигнал, возвращенный от любого объекта в воде между поверхностью и дном, например, рыбой или аквалангистом. Сигналы передаются на частоте 50 кГц или 200 кГц. Не вдаваясь в технические подробности, заметим лишь, что лучше брать эхолот с обеими частотами.

Для безопасного судовождения в незнакомых водоемах компания «Interphase» выпускает «впередсмотрящие» эхолоты, которые сканируют дно в 180-200 метрах впереди по курсу судна, вычерчивая рельеф дна. Самая доступная модель «Interphase Outlook TM» стоит чуть меньше $1 000, но это сущие пустяки по сравнению с возможностью пропороть днище о затонувшую баржу. Правда сонары «Interphase Twinscope» с цветным дисплеем, способные показывать не только «срез» дна впереди лодки, но и работающие как обычный двухрежимный эхолот и сканирующие глубины в горизонтальной плоскости на 90 градусов по курсу, стоят уже порядка $2 500 долларов.

Цена на обычные эхолоты, в монохромной графике показывающие обстановку под лодкой, начинаются от 4 500 руб. Выбор огромен: это и  «Lowrance», и «Garmin», и «Eagle»,  и «Humminbird». Хотя все они отображают и цифровое значение глубины, надо учесть, что нормально такие эхолоты работают только при движении лодки.

На другом полюсе находится эхолот «Raymarine DS600» стоимостью порядка 50 000 руб. с цветным дисплеем 5,7", который кроме профиля дна и рыбы воспроизводит на экране скорость, температуру воды, напряжение аккумулятора и пройденный путь в поисках той самой рыбы.


Бюджетные модели эхолотов "Lowrance" и "Humminbird"

Кто не спрятался, я не виноват
С наступлением сумерек так и хочется пристать к красивому берегу, и на костерке сварить ароматную уху. Если все же возникла необходимость плыть ночью в дождь или туман, то без радара тут не обойтись.

Радары появились тоже в результате разработок для военных, но довольно истории. Сегодня вращающиеся радарные антенны для гражданских судов бывают открытого типа (как правило, их устанавливают лишь на крупные яхты) и закрытые цилиндрическим обтекателем.

Большинство современных картплоттеров после подключения радарной антенны будут показывать на экране обстановку на расстоянии от нескольких десятков метров до 45-50 километров в зависимости от выбранного масштаба. Погрешность в определении координат цели составляет в среднем 7-8 метров. Все радары имеют сигнализацию опасного сближения, а некоторые картплоттеры позволяют накладывать картинку радара на карту.

Радарная антенна закрытого типа
       в пластиковом обтекателе

Радарная антенна открытого типа Радар Furuno M-1715

Компания «Raymarine» разработала функцию «MARPA» - систему автоматического слежения за целями с помощью радара. Она может предотвращать столкновения посредством наблюдения за манёврами заданных целей. Капитан активирует функцию «MARPA» и выбирает цель. После этого радар автоматически следит за указанной целью и сообщает информацию о точке максимального сближения, времени выхода в точку максимального сближения, курсе и скорости цели. Кроме этого «MARPA» будет определять, опасная или неопасная эта цель, и будет подавать предупредительный звуковой сигнал, если цель войдет в зону вашей безопасности. Причем целей может быть до десятка.

Все это хорошо, но не дешево. Самые простые антенны закрытого типа, подключаемые к картплоттерам, стоят от 50 000 до 60 000 руб. В связи с этим наиболее выгодным вариантом представляется радар «Furuno М-1623», в комплект которого входит и «кастрюля» антенны и сам прибор с дисплеем. Ну и что оттого, что 6-дюймовый экран «Furuno» монохромный? Зато купить сегодня систему вместе с антенной закрытого типа можно за 52 000 руб. Чуть больший «Furuno M-1715» продается за 65 000 - 70 000 руб. Причем в тех же корпусах «Furuno» выпускает и двухлучевые эхолоты.

Вообще, японские компании - лидеры в производстве радаров. Техника от «Japan Radio Co», или сокращенно «JRC», хорошо известна во всем мире, а некоторые компании, например «Seiwa», используют радарные антенны «JRC» для своего оборудования, поменяв лишь обтекатель с логотипом. Кстати, не надо думать, что радар - это удел лишь больших судов. На Западе радары порой устанавливают и на 6-ти метровые катера и даже на РИБы.

В заключение заметим, что все описанные выше приборы водонепроницаемы и допускают получасовое погружение в воду на метровую глубину (стандарт «IPX7»).

Версия для печатиВерсия для печатиRSS-каналRSS-канал

Мастер классы по теме

Штурмана списать на берег! | Управление моторным катером

Курс, скорость судна, его местонахождение, глубина водоема и окружающая обстановка - это основные данные, необходимые для успешного плавания. Определениями этих параметров всегда входило в обязанности штурмана, но современные электронные приборы позволяют вести судно без его участия. О современных средствах навигации рассказывает эксперт, журналист Фарит Валиуллов (Казань).

Куда вас, сударь, к черту занесло? | Управление моторным катером

Секстант и астролябия стали родоначальниками современных навигационных приборов. Сейчас GPS-навигаторы так основательно вошли в жизнь мореплавателей, что ими оснащены не только суперяхты олигархов и корабли для дальних походов, но и моторные катера и парусные яхты, на которых мореманы выходят в походы выходного дня. О том, какой навигатор лучше выбрать, какими критериями руководствоваться при выборе этого прибора, рассказывает эксперт, журналист Фарит Валиуллов (Казань).

Яхтенная логистика: из пункта А в пункт В | Управление моторным катером

Доставка моторных судов – это многоэтапный транспортный процесс, часто включающий в себя практически все виды логистического обслуживания: смешанные перевозки в морском и автомобильном сообщении, складское хранение, погрузочно-разгрузочные работы, оформление товаросопроводительной документации, охрана груза, сопровождение и оформление специальных разрешений и многое другое.

Последние Мастер классы

Яхтенная логистика: из пункта А в пункт В | Управление моторным катером

Доставка моторных судов – это многоэтапный транспортный процесс, часто включающий в себя практически все виды логистического обслуживания: смешанные перевозки в морском и автомобильном сообщении, складское хранение, погрузочно-разгрузочные работы, оформление товаросопроводительной документации, охрана груза, сопровождение и оформление специальных разрешений и многое другое.

Куда вас, сударь, к черту занесло? | Управление моторным катером

Секстант и астролябия стали родоначальниками современных навигационных приборов. Сейчас GPS-навигаторы так основательно вошли в жизнь мореплавателей, что ими оснащены не только суперяхты олигархов и корабли для дальних походов, но и моторные катера и парусные яхты, на которых мореманы выходят в походы выходного дня. О том, какой навигатор лучше выбрать, какими критериями руководствоваться при выборе этого прибора, рассказывает эксперт, журналист Фарит Валиуллов (Казань).

Штурмана списать на берег! | Управление моторным катером

Курс, скорость судна, его местонахождение, глубина водоема и окружающая обстановка - это основные данные, необходимые для успешного плавания. Определениями этих параметров всегда входило в обязанности штурмана, но современные электронные приборы позволяют вести судно без его участия. О современных средствах навигации рассказывает эксперт, журналист Фарит Валиуллов (Казань).

Учредитель: ООО "СиМедиа". Санкт-Петербург.

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на SeaMedia.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-33820 от 24 октября 2008г.
© 2008-2009 Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

192236, Санкт-Петербург, Софийская улица, д.8

Тел.: +7 (812) 964-14-30

Проверено на вирусы

Создание сайта SiriusWeb

Рейтинг - SeaMedia.ru Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера
Мониторинг доступности сайта