Главная Контакты Карта сайта
eng | rus

Штурмана списать на берег!


Размер шрифта:  уменьшитьувеличить

Штурмана списать на берег!

Верной дорогой плывете, товарищи!
Компас был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море, и произвел такой же переворот в мореплавании, как порох - в военном деле. Кстати, и то и другое было изобретено в Китае.

Первые описания компаса относятся к III веку. В XI веке в Китае впервые появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Обычно ее делали в форме рыбки. Ее опускали в сосуд с водой, где она свободно плавала, указывая своей головой на юг.

Другая конструкция компаса, предложенная чуть позже ученым Шэнь Гуа, была еще ближе к современной: намагниченная иголка здесь насаживалась на шпильку. В таком виде китайский компас в XII веке заимствовали арабы, а начале XIII века «плавающая игла» стала известна европейцам, и первыми у арабов ее переняли итальянские моряки. От них компас перешел к испанцам, португальцам и французам. В середине XIV века итальянец Флавио Джойя усовершенствовал компас, снабдив его катушкой, разделенной на 16 частей (румбов), - по четыре на каждую часть света.

Современный компас остается самым надежным навигационным прибором и - самым дешевым. Яхтенный компас итальянского производства с встроенной подсветкой стоит немногим более 2 000 руб.

Недавно появились электронные компасы, снабженные отдельным магнитным датчиком, со стрелочным или ЖК-указателем курса. Возможности их шире, например, они отображают отклонение от заданного курса и указывают направление, в котором нужно следовать, чтобы вернуться на заданный курс. Такие компасы стоят в пять-десять раз дороже.

Высший пилотаж в этих приборах - спутниковые компасы. Однако цена от $2 500 делает их приобретение для частной лодки проявлением заурядного пижонства.

Тише едешь - дальше будешь!
Лаг - это древний инструмент для определения скорости судна. Многие века назад все было очень просто. На веревке через определенные равные промежутки (15 метров) завязывались узлы, конец веревки, привязав к деревяшке, скидывали за борт. По количеству уплывающих узлов за единицу времени определялась скорость. Время измерялось песочными часами, в которых было 28 секунд. Собственно термин «узел», - морская мера скорости, равная одной морской миле в час, - и произошел от этой процедуры измерения.

Сегодня скорость на воде определяют несколькими способами. Первый - это датчик скорости, работающий от напора воды и передающий данные на стрелочный или цифровой индикатор. При всей простоте такой схемы у нее есть существенный недостаток. Скорость течения воды (реки, канала или течения) приводит к погрешностям при определении истинной скорости лодки. Поэтому скорость, определенная по GPS, считается более точной, так как имеет погрешность не более 0,1 узла.

Третий способ представляет компания «Furuno». Эта японская компания выпускает лаг «DS-80», измеряющий скорость и дистанцию. Работа прибора основана на эффекте Доплера: его особенность заключается в том, что он с высокой точностью измеряет скорость судна на самом малом ходу и течение ему не помеха. Помехой в его приобретении может послужить лишь цена.

Версия для печатиВерсия для печатиRSS-каналRSS-канал

Мастер классы по теме

Куда вас, сударь, к черту занесло? | Управление моторным катером

Секстант и астролябия стали родоначальниками современных навигационных приборов. Сейчас GPS-навигаторы так основательно вошли в жизнь мореплавателей, что ими оснащены не только суперяхты олигархов и корабли для дальних походов, но и моторные катера и парусные яхты, на которых мореманы выходят в походы выходного дня. О том, какой навигатор лучше выбрать, какими критериями руководствоваться при выборе этого прибора, рассказывает эксперт, журналист Фарит Валиуллов (Казань).

Не зная броду... | Управление моторным катером

Мы завершаем серию мастер-классов об оснащении парусной яхты или моторного катера навигационными приборами. Сегодня речь пойдет о радарах и эхолотах. Какими критериями руководствоваться при выборе этого прибора, рассказывает эксперт, журналист Фарит Валиуллов (Казань).

Яхтенная логистика: из пункта А в пункт В | Управление моторным катером

Доставка моторных судов – это многоэтапный транспортный процесс, часто включающий в себя практически все виды логистического обслуживания: смешанные перевозки в морском и автомобильном сообщении, складское хранение, погрузочно-разгрузочные работы, оформление товаросопроводительной документации, охрана груза, сопровождение и оформление специальных разрешений и многое другое.

Последние Мастер классы

Яхтенная логистика: из пункта А в пункт В | Управление моторным катером

Доставка моторных судов – это многоэтапный транспортный процесс, часто включающий в себя практически все виды логистического обслуживания: смешанные перевозки в морском и автомобильном сообщении, складское хранение, погрузочно-разгрузочные работы, оформление товаросопроводительной документации, охрана груза, сопровождение и оформление специальных разрешений и многое другое.

Не зная броду... | Управление моторным катером

Мы завершаем серию мастер-классов об оснащении парусной яхты или моторного катера навигационными приборами. Сегодня речь пойдет о радарах и эхолотах. Какими критериями руководствоваться при выборе этого прибора, рассказывает эксперт, журналист Фарит Валиуллов (Казань).

Куда вас, сударь, к черту занесло? | Управление моторным катером

Секстант и астролябия стали родоначальниками современных навигационных приборов. Сейчас GPS-навигаторы так основательно вошли в жизнь мореплавателей, что ими оснащены не только суперяхты олигархов и корабли для дальних походов, но и моторные катера и парусные яхты, на которых мореманы выходят в походы выходного дня. О том, какой навигатор лучше выбрать, какими критериями руководствоваться при выборе этого прибора, рассказывает эксперт, журналист Фарит Валиуллов (Казань).

Учредитель: ООО "СиМедиа". Санкт-Петербург.

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на SeaMedia.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-33820 от 24 октября 2008г.
© 2008-2009 Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

192236, Санкт-Петербург, Софийская улица, д.8

Тел.: +7 (812) 964-14-30

Проверено на вирусы

Создание сайта SiriusWeb

Рейтинг - SeaMedia.ru Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера
Мониторинг доступности сайта