Главная Контакты Карта сайта
eng | rus

Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами


уменьшитьувеличить

Дата: 18.11.200918.11.2009   Время: 00:5600:56

Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами

Утверждены Приказом МЧС России
от 29.06.2005г. № 498
 
Зарегистрировано в Минюсте РФ
24 августа 2005 г. №6939

 
 

 
ПРАВИЛА
аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(в ред. Приказов МЧС РФ от 27.11.2006 № 690, от 30.03.2009 № 190, от 21.07.2009 № 423)

 
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция).
1.2. Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах;
прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания.
1.3. При аттестации осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном и прием экзаменов экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации, по результатам которой судоводителям выдаются удостоверения на право управления маломерным судном (далее - удостоверения).
1.4. К сдаче экзаменов на право управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами и имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку в объеме не ниже типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, разрабатываемой Государственной инспекцией.
 
II. Порядок образования и организация работы экзаменационных комиссий
2.1. Экзаменационные комиссии формируются Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации и проводят свою работу под непосредственным руководством руководителей инспекторских подразделений (отделений, участков, групп экзаменационной работы) центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - инспекторские подразделения).
В Государственной инспекции по маломерным судам в составе Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, не имеющей в своем составе инспекторских подразделений, руководство экзаменационной комиссией осуществляет Главный государственный инспектор по маломерным судам субъекта Российской Федерации.
2.2. В состав экзаменационных комиссий включаются аттестованные специалисты водного транспорта, имеющие высшее или среднее специальное образование.
2.3. Распорядок работы экзаменационных комиссий и список лиц, допускаемых к работе в их составе, утверждаются ежегодно до 10 января текущего года Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации.
Председателем экзаменационной комиссии, как правило, назначается старший государственный инспектор по маломерным судам - руководитель инспекторского подразделения.
2.4. Количественный и персональный состав экзаменационной комиссии на каждое очередное заседание определяется ее председателем исходя из объема предстоящей работы, но не менее чем в составе трех человек.
2.5. Преподаватели курсов и школ по подготовке судоводителей маломерных судов в состав экзаменационной комиссии по приему экзаменов у выпускников групп, в которых ими велось преподавание, не включаются.
2.6. Экзаменационные билеты утверждаются Главным государственным инспектором по маломерным судам в соответствии с требованиями настоящих Правил и типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, разрабатываемой Государственной инспекцией.
 
III. Порядок допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов
3.1. Для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию представляются следующие документы:
   3.1.1. заявление на бланке личной карточки судоводителя (Приложение №1);
   3.1.2. копия диплома (свидетельства) об окончании учебного заведения по судоводительской специальности либо справка об окончании курсов (школы) по подготовке судоводителей маломерных судов;
   3.1.3. медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (транспортным средством);
   3.1.4. две фотографии размером 3 x 4 см;
   3.1.5. документ, удостоверяющий личность судоводителя (предъявляется в день сдачи экзаменов).
3.2. Судоводители, не представившие требуемые документы в полном объеме, к сдаче экзаменов не допускаются.
3.3. Допуск судоводителей к сдаче экзаменов (собеседованию, при обстоятельствах, предусмотренных пунктом 4.7 настоящих Правил) на право управления маломерным судном производится председателем экзаменационной комиссии после проверки документов, указанных в пункте 3.1 настоящих Правил.
Решение о допуске к сдаче экзаменов судоводителей после самостоятельной подготовки (экстерном) принимает Главный государственный инспектор по маломерным судам субъекта Российской Федерации по представлению председателя экзаменационной комиссии.
3.4. Принятое решение о допуске судоводителя к сдаче экзаменов оформляется письменно на бланке личной карточки судоводителя с объявлением ему места, даты и времени заседания экзаменационной комиссии.
В случае отказа в допуске к сдаче экзаменов личная карточка судоводителя с указанием в ней причин отказа вместе с представленными документами возвращается судоводителю.
3.5. Поступившие заявления судоводителей о несогласии с причинами отказа в допуске к сдаче экзаменов рассматриваются Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации в 5-дневный срок со дня их поступления.
3.6. Председатель экзаменационной комиссии при подготовке к очередному заседанию:
   - вносит в протокол (Приложение №2) заседания экзаменационной комиссии (далее - протокол) фамилии экзаменаторов из числа лиц, допущенных к работе в составе экзаменационной комиссии и секретаря;
   - распределяет обязанности между членами комиссии;
   - устанавливает порядок работы комиссии (очередность приглашения экзаменующихся, время подготовки, формы опроса и т.д.);
   - обеспечивает наличие билетов, пособий, макетов, стендов, плакатов и других необходимых материалов;
   - проверяет исправность используемых технических средств;
   - передает секретарю экзаменационной комиссии документы на аттестуемых лиц.
 
IV. Проведение экзаменов
4.1. Секретарь экзаменационной комиссии на основании документа, удостоверяющего личность гражданина, сдающего экзамен, выдает ему личную карточку судоводителя с отметкой о допуске к сдаче экзаменов (собеседованию), вносит фамилию, имя, отчество в протокол и разъясняет порядок сдачи экзаменов (собеседований).
4.2. Экзамены на право управления маломерным судном сдаются в объеме типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов по судовождению для соответствующего района плавания и по правилам пользования маломерными судами с последующим проведением проверки навыков практического управления соответствующего типа маломерного судна.
4.3. Прием экзаменов осуществляется экзаменаторами в соответствии с распределенными председателем комиссии обязанностями.
4.4. Экзаменационные билеты составляются отдельно для каждого района плавания.
4.5. Оценка знаний производится по зачетной системе. Экзамен считается несданным, если экзаменующийся не смог дать правильный ответ более чем на два вопроса по билету.
Результаты экзаменов оформляются соответствующей записью экзаменаторов в личной карточке судоводителя ("зачет" или "незачет").
4.6. Лица, получившие "незачет", допускаются к переэкзаменовке не ранее чем через 7 дней.
4.7. Лица, предъявившие в составе документов, перечисленных в пункте 3.1 настоящих Правил, дипломы (свидетельства) на право занятия судоводительских должностей, а также дипломы яхтенных капитанов, удостоверения яхтенных рулевых, судоводительские национальные или международные документы, от сдачи экзаменов на право управления соответственно моторным или парусным маломерным судном освобождаются. Выдача этим лицам удостоверения производится по результатам собеседования с ними на заседании экзаменационной комиссии в объеме требований правил пользования маломерными судами.
4.8. Личные карточки судоводителей с результатами экзаменов (собеседования) сдаются секретарю экзаменационной комиссии.
4.9. После окончания заседания экзаменационной комиссии протокол подписывается всеми членами комиссии. Исправления в протоколе не допускаются.
4.10. Секретарь комиссии после оформления результатов сдачи экзаменов информирует экзаменующегося о порядке получения удостоверения и условиях проведения проверки навыков практического управления маломерным судном, а при необходимости - порядке переэкзаменовки.
4.11. Разногласия экзаменующегося с членами комиссии по оценке его знаний рассматриваются председателем экзаменационной комиссии.
4.12. Протокол оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется в орган управления центра Государственной инспекции по маломерным судам по субъекту Российской Федерации, другой - остается на постоянное хранение в инспекторском подразделении.
4.13. Личная карточка судоводителя с внесенными результатами экзаменов (собеседования) выдается на руки экзаменующемуся.
 
V. Оформление и выдача удостоверений
5.1. Судоводителям, успешно сдавшим экзамены, выдаются удостоверения установленного образца (Приложение №3). Бланки удостоверений изготавливаются централизованно по заказу МЧС России и должны соответствовать техническим требованиям и условиям изготовления защищенной полиграфической продукции уровня "Б", изложенным в пункте 3 приложения N 3 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 14н "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 г., регистрационный N 4271). В удостоверении, протоколе заседания экзаменационной комиссии и личной карточке судоводителя делаются соответствующие отметки о типах маломерных судов, которыми разрешается управлять судоводителю, и о разрешенном районе плавания.
5.2. Типы маломерных судов, на право управления которыми выдаются удостоверения: катер, моторная лодка, парусное судно, гидроцикл, морское прогулочное судно с главными двигателями мощностью 55 кВт и более.
5.3. Отметка о праве управления парусным судном производится в удостоверении при предъявлении судоводителем следующих квалификационных документов:
   5.3.1. для управления судном, имеющим площадь парусов 60 кв. м и более, - диплом яхтенного капитана;
   5.3.2. для управления судном, имеющим площадь парусов до 60 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 1 класса;
   5.3.3. для управления судном, имеющим площадь парусов до 22 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 2 класса;
   5.3.4. для управления судном, имеющим площадь парусов до 12 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 3 класса.
5.4. О разрешенном районе плавания делаются следующие отметки:
   5.4.1. "МП" - если судоводитель сдал экзамены на право управления судном во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море, принятые Лондонской Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. ХХХIII. - М., 1979, стр. 435-461);
   5.4.2. "ВВП" - если судоводитель сдал экзамены на право управления судном на внутренних водных путях, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 №129 (Зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2002 г. №4088);
   5.4.3. "МП" и "ВВП" - если судоводитель сдал экзамены на право управления судном во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации и на внутренних водных путях;
   5.4.4. "ВП" - если судоводитель сдал экзамены на право управления маломерным судном только во внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации;
   5.4.5. Если судоводитель сдал экзамены на право управления прогулочным судном пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью 55 кВт и более, независимо от вместимости судна, используемого в целях мореплавания, разрешающие отметки проставляются в строке "МП" и в строке "Катер". При этом в нижней части этой страницы удостоверения в разделе "Особые отметки", в протоколе заседания экзаменационной комиссии и личной карточке судоводителя проставляется штамп: "Морское прогулочное судно 55 кВт и более" (Приложение №5)
5.5. Изменение внесенного в удостоверение района плавания и (или) типа судна производится по письменному заявлению судоводителя после сдачи экзаменов по билетам для соответствующего района плавания в порядке, указанном в главе III настоящих Правил, и (или) проведения проверки навыков практического управления соответствующим типом маломерного судна. В этих случаях выдается новое удостоверение на право управления маломерным судном, а прежнее удостоверение изымается у судоводителя, ставится отметка об его погашении и через год уничтожается в установленном порядке.
5.6. Бланки удостоверений заполняются на основании протоколов, подписываются Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации и заверяются печатью. Оформленные удостоверения в 5-дневный срок со дня получения экзаменационных протоколов высылаются в соответствующие инспекторские подразделения для вручения их судоводителям.
5.7. Выдача оформленного удостоверения производится после представления судоводителем личной карточки судоводителя с отметкой о проверке навыков практического управления маломерным судном и квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу удостоверения на право управления маломерным судном, под личную роспись судоводителя в журнале учета выдачи удостоверений (Приложение №4), который ведется в инспекторском подразделении.
5.8. При выдаче удостоверения судоводителю возвращаются личная карточка судоводителя, справка об окончании курсов (школы) по подготовке судоводителей маломерных судов (с отметкой "Выдано удостоверение на право управления маломерным судном серии ... N ...") и медицинская справка о годности к управлению маломерным судном.
5.9. По истечении срока действия удостоверения, для получения нового удостоверения судоводитель представляет в экзаменационную комиссию инспекторского подразделения:
   5.9.1. заявление;
   5.9.2. ранее выданное удостоверение;
   5.9.3. медицинскую справку о годности к управлению маломерным судном;
   5.9.4. две фотографии размером 3x4;
   5.9.5. документ, удостоверяющий личность (предъявляется).
Ранее выданное удостоверение изымается у судоводителя и уничтожается через год в установленном порядке.
 
VI. Проверка навыков практического управления маломерным судном
6.1. Проверка навыков практического управления маломерным судном (далее - проверка навыков управления) производится государственным инспектором по маломерным судам по предъявлении судоводителем личной карточки судоводителя с результатами сдачи экзаменов.
6.2. Навыки управления проверяются в объеме типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов с использованием указанного в личной карточке судоводителя типа судна.
6.3. Проверка навыков управления (место, время, обеспечение плавсредствами, организация мер обеспечения безопасности) осуществляется государственным инспектором по маломерным судам в навигационный период.
6.4. Государственный инспектор по маломерным судам, производящий проверку навыков управления, должен:
   - проверить наличие личной карточки судоводителя;
   - проверить исправность и укомплектованность спасательными средствами используемого (используемых) судна (судов);
   - провести инструктаж и дать конкретное задание судоводителю в рамках типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов;
   - во время выполнения судоводителем полученного задания находиться на борту судна рядом с ним и следить за правильностью действий судоводителя (маневрирование, управление, эксплуатация механизмов и оборудования);
   - при необходимости (грубые судоводительские ошибки, нарушения установленных правил и требований) отстранить судоводителя от управления маломерным судном и назначить время для повторной проверки навыков практического управления маломерным судном, но не ранее, чем через семь суток;
   - сделать запись в личной карточке судоводителя о проверке навыков практического управления судном и заверить своей подписью.
6.5. Восстановление утерянного удостоверения производится при предъявлении оформленной личной карточки судоводителя и проверки ее соответствия с данными в протоколе и журнале учета выдачи удостоверений.
В удостоверении, выданном взамен утерянного, ставится отметка "Дубликат", а в личной карточке судоводителя и в журнале учета выдачи удостоверений делается запись о выдаче дубликата удостоверения с указанием его серии и номера.
При отсутствии личной карточки судоводителя лицо, заявившее об утере удостоверения, сдает экзамены на общих основаниях.
 
Приложение №1. Форма заявления на бланке личной карточки судоводителя.
Приложение №2. Форма протокола заседания экзаменационной комиссии.
Приложение №3. Форма удостоверения.
Приложение №4. Форма журнала учета выдачи удостоверений на право управления маломерным судном.
Приложение №5. Форма штампа "Морское прогулочное судно 55 кВт и более".

Источник: Государственная инспекция маломерных судов (ГИМС МЧС России)

Версия для печатиВерсия для печатиRSS-каналRSS-канал

По теме:

 Государственная инспекция маломерных судов (ГИМС МЧС России)

добавить на Яндекс

Публикации по теме

В Севастополе пройдет регата "Кубок Крыма-2014" | 30.05.2014 Все публикации за 30.05.2014

Ко Дню рождения города-героя приурочен старт традиционной парусной регаты «Кубок Крыма-2014», открытие которой будет ознаменовано ночным дефиле яхт.

Британия защитит права своих граждан, арестованных на "Приразломной" | 04.10.2013 Все публикации за 04.10.2013

Британия защитит права своих граждан, арестованных на "Приразломной"
Британия защитит права своих граждан, арестованных на "Приразломной"

Британский МИД готов отстаивать права граждан страны, арестованных в числе активистов Greenpeace после инцидента на нефтяной платформе в Печорском море, передает в пятницу телеканал Sky News.

Обвинение в пиратстве предъявлено двум активистам "Гринпис" | 02.10.2013 Все публикации за 02.10.2013

Обвинение в пиратстве предъявлено двум активистам "Гринпис"
Обвинение в пиратстве предъявлено двум активистам "Гринпис"

Первым двум активистам "Гринпис" (Greenpeace) предъявлены обвинения в пиратстве. Видеооператору-фрилансеру из Великобритании и активистке из Бразилии это обвинение грозит заключением на срок от 10 до 15 лет.

Из-за пожара на АПЛ "Томск" пострадали 15 человек | 17.09.2013 Все публикации за 17.09.2013

Из-за пожара на АПЛ "Томск" пострадали 15 человек
Из-за пожара на АПЛ "Томск" пострадали 15 человек

Произошедший на борту атомной подлодки "Томск" пожар причинил вред здоровью 15 военнослужащих, которые находятся на стационарном лечении. Об этом говорится в сообщении на сайте Следственного комитета РФ, который возбудил в отношении должностных лиц "Томска" уголовное дело по части 1 статьи 286 УК (Превышение должностных полномочий).

Присяжные оправдали обвиняемых в аварии на АПЛ "Нерпа" | 30.09.2011 Все публикации за 30.09.2011

Присяжные оправдали обвиняемых в аварии на АПЛ "Нерпа"
Присяжные оправдали обвиняемых в аварии на АПЛ "Нерпа"

Суд присяжных оправдал командира и матроса, обвиняемых в аварии на атомной подводной лодке "Нерпа". Во время ходовых испытаний АПЛ в 2008 году несанкционированно сработала система пожаротушения. В результате 20 членов экипажа подлодки погибли от отравления фреоном, еще 38 моряков пострадали.

Последние публикации

В Севастополе пройдет регата "Кубок Крыма-2014" | 30.05.2014 Все публикации за 30.05.2014

Ко Дню рождения города-героя приурочен старт традиционной парусной регаты «Кубок Крыма-2014», открытие которой будет ознаменовано ночным дефиле яхт.

К дальневосточному побережью России приближается глубокий циклон | 24.10.2013 Все публикации за 24.10.2013

К дальневосточному побережью России приближается глубокий циклон
К дальневосточному побережью России приближается глубокий циклон

Экстренное предупреждение получили в среду Хабаровский край, Курилы, Приморье и Сахалин.

Все задержанные на ледоколе Greenpeace в Арктике оставлены под арестом | 24.10.2013 Все публикации за 24.10.2013

Все задержанные на ледоколе Greenpeace в Арктике оставлены под арестом
Все задержанные на ледоколе Greenpeace в Арктике оставлены под арестом

Мурманский областной суд сегодня оставил в силе решение суда первой инстанции об аресте на два месяца последнего из 30 задержанных в сентябре на ледоколе Greenpeace Arctic Sunrise. 

Первые испытания для участников экспедиции "БИНБАНК. Под крылом чайки" | 21.10.2013 Все публикации за 21.10.2013

Первые испытания для участников экспедиции "БИНБАНК. Под крылом чайки"
Первые испытания для участников экспедиции "БИНБАНК. Под крылом чайки"

Еще на Тенерифе участников разделили на 4 команды: "БИН+1", "Команда №1", "Победители" и "Заточенный Якорь". Командам предстоит соревноваться между собой на протяжении всей экспедиции. В первые дни герои проекта привыкали к условиям жизни на борту, распорядку дня, знакомились с барком и его командой, изучали сигналы. Но участников ждали самые настоящие испытания!

Стартовала экспедиция "БИНБАНК. Под крылом чайки" | 14.10.2013 Все публикации за 14.10.2013

Стартовала экспедиция "БИНБАНК. Под крылом чайки"
Стартовала экспедиция "БИНБАНК. Под крылом чайки"

10 октября легендарный барк "Крузенштерн" отчалил от берегов острова Тенерифе, унося на своем борту 20 победителей конкурса "БИНБАНК. Под крылом чайки". На целых 2 недели им предстоит забыть о благах цивилизации и погрузиться в интересную, но полную опасности жизнь моряков. Путешествие закончится 24 октября в г. Росток (Германия).

Учредитель: ООО "СиМедиа". Санкт-Петербург.

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на SeaMedia.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-33820 от 24 октября 2008г.
© 2008-2009 Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

192236, Санкт-Петербург, Софийская улица, д.8

Тел.: +7 (812) 964-14-30

Проверено на вирусы

Создание сайта SiriusWeb

Рейтинг - SeaMedia.ru Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера
Мониторинг доступности сайта